Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы функциональной грамотности" (5 - 10 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» (далее - ФГ) разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее —ФГОС) основного общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по внеурочной деятельности ФГ, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.

Содержание функциональной грамотности обучающихся составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно-научная грамотность».

Задачами изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии по ним, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Задачами изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Задачами изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачами изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

 Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в его деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

 Задачами изучения блока «Креативное мышление» является развитие творческих мыслительных способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления:

беглость — способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов;

гибкость — способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения;

оригинальность — способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения; способность к детальной разработке; способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Задачами блока «Глобальные компетенции» является овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; формирование аналитического и критического мышления; осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира.

Программа курса «Основы функциональной грамотности» реализуется в работе с обучающимися 5-10 классов, рассчитана на 204 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю.

Срок реализации  5 лет (5-10 класс):

5 класс – 34 часа

6 класс – 34 часа

7 класс – 34 часа

8 класс – 34 часа

9 класс – 34 часа

10 класс - 34 часа